КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БАНЬ и РУССКОЙ БАНИ

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БАНЬ и РУССКОЙ БАНИКРАТКАЯ ИСТОРИЯ БАНЬ и РУССКОЙ БАНИ.

История бани своими корнями уходит в глубокую древность.Все мировые цивилизации сопровождались появлением и расцветом бань разных типов. Так, египтяне придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани. Все мировые цивилизации сопровождались появлением и расцветом бань разных типов. Так, египтяне придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.

Баня широко использовалась с гигиенической и лечебной целью в древней Индии. В Древней Греции бани являлись также особым местом в культуре, что перешло к их преемникам римлянам, а уж какой любовью и популярностью пользовалась баня у древних римлян — об этом не знает только ленивый. Это был истиный культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали: Как потеешь? Римляне просто не представляли себе жизни без бани. Баня, любовь и радость-до старости мы вместе ,- такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки. В бане римляне не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Богатые римляне посещали баню два раза в день. Как частные, так и общественные римские бани (термы) отличались исключительной роскошью — драгоценный мрамор бассейнов, серебро и золото рукомойников. Любопытно отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке — камни над раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром. В Древнем Риме ценили бани и как средство от многих болезней. В частности, выдающегося римского врача Асклепиада (128-56 годы до н, э.) за его приверженность к банному водолечению даже прозвали купальщиком . Асклепиад считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. Самое главное,-утверждал Асклепиад — завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни . Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного.

Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) многими авторами ошибочно связана только со славянами — хотя ее точные корни связаны с народами Поволжья и Урала — славянскими, финскими, угорскими, кочевыми и охотничьими племенами Урала и Сибири, каждое из которых внесло свою лепту в это гениальное коллективное творение (до сих пор в тайге можно найти таежные избушки зимовки охотников- построенные как баня). Затем во время великого переселения часть финских народностей перенесла баню в неизменном виде (баня по-черному) в страны Скандинавии и Европы. Сибирские племена скорее всего перенесли баню в Америку, где она процветавшая в эпоху расцвета американских цивилизаций, сохранилась и доныне в виде бань-темаскуали, в которых парятся вениками из кукурузных стеблей, переложенных лечебными травами.

На Руси баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом. Татары и монголы осевшие в Поволжье также очень крепко полюбили баню, о чем есть многочисленные исторические упоминания.

О русских банях писали многие иностранные путешественники. Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг. писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане. а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий — чужестранец потому, что он не любил бани. Русские,- сообщает Олеарий,- могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню . Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором . Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе.

Однако дворяне и богатые люди отдавали предпочтения большим общественным баням и ходили туда не ради мытья, а ради пара и релаксации. Ведь в больших парилках создается совершенно уникальный и потрясающий эффект, которого практически невозможно достигнуть в небольших домашних баньках. Впрочем, и в общественных ( торговых ) банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе. Многие просветители и моралисты того времени считали общие бани главным очагом разврата, доступным для горожан того времени, когда публичные дома еще отсутствовали, а проституция была бытовой, военной и банной. Ни один иностранец, посетивший Московию в 15-17 веках, не обошел молчанием столь чуднОго явления, как совместный помыв мужчин и женщин, что в принципе было обычным и в Европе того времени, но иностранцев удивляла свобода нравов и отношений при помывке. По их общему мнению, русские были совершенно лишены ложной стыдливости, присущей по их мнению каждому цивилизованному(то есть европейскому) человеку. В бани приходили семьями, с малыми детьми. Здесь же, в общем зале, промежду всех, работали гулящие девки, именуемые растиральщицами. Для состоятельных клиентов всех сословий специально имелись отдельные кабинеты и закутки. В обязанности растиральщиц входили не только обмахивания клиентов большими ветвями свежим паром (вениками работали более крепкие мужики), не только полная помывка, но и прочие радости, коли того клиент захочет случайным образом. Вот как описывал работу растиральщиц Пушкин в Руслане и Людмиле.

. В чертоги входит хан младой.

За ним отшельниц милых рой.

Одна снимает шлем крылатый.

Другая — кованые латы.

Та меч берет, та — пыльный щит.